+7 (383) 373-54-64 +7-913-929-06-40 (WhatsApp)

Вопрос-ответ

(не публикуется)
(не публикуется)
7995

Гость спрашивает:
Здравствуйте! Учусь на психолога, важным критерием старта работы считается прохождение собственного анализа. Но я не чувствую в нем никакой потребности, моя жизнь меня устраивает, острых проблем нет. Что делать?

Отвечает Психолог-психоаналитик Остахова Анжела Викторовна:
Здравствуйте. По моему мнению, психологу собственный анализ необходим, хоть и не обязателен. Не обязателен, потому что для того, чтобы государство признало Вас в качестве психолога, а следовательно, не имело претензий к Вашей практике, достаточно пройти профильное обучение в аккредитованном учебном заведении, сдать зачеты, промежуточные и итоговые экзамены, и получить документ об образовании, где будут указаны соответствующие государственным стандартам квалификация и специализация. Требований по количеству часов собственного анализа в государственных стандартах нет, и быть не может, поскольку собственный анализ это Ваше право, но не обязанность. Что же касается необходимости, то у неё, на мой взгляд, есть сторона формальная и сторона неформальная. Формальная сторона заключается в том, что рано или поздно практикующий психолог сталкивается с потребностью стать частью одного из профессиональных сообществ, в соответствии с избранным методом и направлением. Вступить в члены некоторых из них невозможно, не имея опыта собственного анализа. Однако, членство в каком-либо профессиональном сообществе тоже дело добровольное. Теперь о стороне неформальной. Стороне, не касающейся отношений с государством, которое прохождения собственного анализа от психолога не требует. Стороне, не касающейся отношений с ассоциацией себе подобных, которые прохождение собственного анализа полагают одной из главных составляющих образования психолога. Но стороне, касающейся отношений с тем, кто приходит в кабинет к психологу и востребует его профессионализм, ничего не зная про его опыт собственного анализа. Психолог работает с очень тонкой материей – страдающей человеческой душой, и все, на что он может опереться во время консультации, это знания и опыт. Опыт собственного анализа не сводится к избавлению от острых проблем и изменению своей жизни. Прежде всего, это опыт столкновения с проявлениями бессознательного, с преодолением сопротивлений, с действием переноса, с тем, как работают такие инструменты как слово, место, время, деньги, кушетка, с тем, что такое аналитический акт, и что скрывается за желанием быть психологом. Это опыт, во время которого анализирующийся совершает множество интереснейших открытий в функционировании психического аппарата и существовании бытия, одновременно очищаясь от своих комплексов и, тем самым, обретая способность не привносить в рабочие отношения искажение восприятия, ими обусловленное. Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд, оставивший своим последователям богатое теоретическое наследие, базирующееся на клинической практике, полагал опыт собственного анализа обязательным условием профессионального становления и предостерегал: «каждый, кто хочет анализировать других, сначала сам должен подвергнуться анализу у опытного аналитика. Тот, кто серьезно относится к делу, должен избрать этот путь, сулящий много преимуществ; жертва, состоящая в том, что без принуждения со стороны болезни приходится открываться постороннему человеку, окупается сторицей. Благодаря этому удается не только за гораздо более короткое время и с менее значительными аффективными затратами осуществить свое намерение – познакомиться со скрытым в собственной личности, но и на собственном опыте получить впечатление и доказательства, к которым тщетно стремятся посредством изучения книг и слушания докладов… Но, кто, будучи аналитиком, пренебрег осмотрительностью собственного анализа, тот не только наказывается неспособностью узнавать от своих больных нечто большее определенной меры, но и подвергается более серьезной опасности, которая может стать опасностью для других. Он легко поддастся искушению спроецировать в науку в качестве универсальной теории то, что он узнаёт в смутном самовосприятии особенностей своей собственной личности». Собственный анализ не навредит Вашей жизни, но, несомненно, окажет неоценимое влияние на Вашу практику. С уважением, Анжела Остахова, психолог-психоаналитик.

Гостья спрашивает:
Муж перфекционист, это признает. Допекает замечаниями и упреками, к этому все уже привыкли. Сегодня признался, что у него просыпается ненависть к детям, если они его не слышат и он жутко бесится (может швырнуть предмет и резко ребенка дёрнуть). Каковы могут быть причины подобных явлений? Мне тоже тяжело рядом с ним. Перехватываю раздражение или начинаю защищать детей.

Отвечает Психолог-психоаналитик Остахова Анжела Викторовна:
Здравствуйте. Что означает «перфекционист»? В самом общем понимании это человек, который во всем стремится достичь совершенства, желает постоянно соответствовать крайней степени безупречности, не позволяет себе никаких ошибок. Его требовательность охватывает все сферы – внешность, поведение, отношения, работа, семья и т.д. Перфекционист всегда аккуратен, пунктуален, ответственен и исполнителен. Казалось бы вот человек, состоящий из одних только достоинств! Но, увы, у всего есть оборотная сторона. Оборотная сторона перфекционизма – повышенная требовательность к другим, не учитывающая субъективные особенности. Такой человек страдает сам и зачастую заставляет страдать всех, с кем его сводит судьба, даже своих самых близких людей. Перфекционист одержим страстью к порядку. Малейшее расхождение с идеальной картинкой, с правилами, возведенными им в ранг обязательных для всех, вызывает недовольство собой. Другими перфекционист недоволен еще больше. Несоблюдение порядка, нарушение правил, невыполнение требований воспринимается им как личный проигрыш, упрек, или даже как оскорбление. Он склонен оправдывать себя, но не признает оправданий других. При этом справиться с ненавистью к непослушным, усмирить гнев и ярость по отношению к ним, не всегда бывает под силу без телесной разрядки. Отсюда швыряние предметами или рукоприкладство. А как следствие, чувства вины и стыда. Каковы могут быть причины подобных явлений? Перфекционизм в той или иной форме свойственен всем людям, однако его крайняя степень может быть диагностирована как невроз навязчивых состояний или обсессивный невроз. В психоаналитической парадигме невроз это не болезнь, а психическая структура, характеризующаяся определенными особенностями, такими как одержимость порядком и страсть к оправданию. То, от чего страдает обсессивный невротик, это ненависть к проявлениям подлинной жизни, ибо живое несовершенно, не гарантированно от ошибок, не укладывается в правила и игнорирует требования. В случаях, когда страдания становятся непереносимыми, психоанализ помогает справиться с обсессиями и найти способ изменить жизнь к лучшему. Жить рядом с перфекционистом станет легче, если не поддерживать его страдание. Вместо защиты в ответ на замечания и упреки, спросите себя: я при чем? В случае отрицательного ответа – оставьте перфекциониста наедине с его раздражением. В случае положительного ответа – возможно и вам следует воспользоваться помощью пси-специалиста, чтобы разобраться в том, каким образом причина раздражительности другого оказывается внутри вас.

Rr спрашивает:
Что делать если проблема в том, что я боюсь записываться на прием, позвонили или придти, не знаю что делать, очень страшно

Отвечает Администрация:
Здравствуйте. В таком случае Вам, возможно, поможет дистанционная онлайн-консультация специалиста Центра психотерапии доктора Ермакова по скайп. Записаться на неё Вы можете отправив сообщение по WhatsApp на телефон администратора +7-913-929-06-40 и согласовать время скайп-консультации. Кроме того наш Центр осуществляет выездные консультации, как врачей-психотерапевтов, психиатров, так и психологов на дом у клиента. Для того, чтобы согласовать время выездной консультации специалиста, Вам также достаточно написать сообщение на WhatsApp на номер +7-913-929-06-40. С уважением, администрация.

Оксана спрашивает:
Здравствуйте. Как убрать запрет на удовольствие? Или запрет на радость и счастье?

Отвечает Психолог-психоаналитик Остахова Анжела Викторовна:
Здравствуйте, Оксана! Читая Ваш вопрос, невольно вспомнила цитату из классика российского юмора: «Видите, простой вопрос, а ставит вас в тупик». Казалось бы, реалии современного мира таковы, что человек повсюду окружен множеством соблазнов. Для получения удовольствия ему даже не надо выходить из дома. Достаточно нескольких несложных манипуляций с супергаджетом под названием «смартфон» или одного звонка по самому обычному телефону, и в его распоряжении - еда, одежда, развлечения, услуги на любой вкус и кошелек, с доставкой в любую точку мира. Никакого дефицита, никаких очередей. «Доступно всё! Будь счастлив! Радуйся!» - призывают производители, маркетологи, рекламщики... Что не так? Почему при том уровне развития технологий, перепроизводства товаров и услуг, а так же свободы морали, в котором живет человек 21 века, он задаётся теми же вопросами, что и пациенты доктора Фрейда? Откуда берется запрет и почему призывы к удовольствию, радости и счастью не работают? Итак, внешние запреты в обществе устанавливаются административным и уголовным кодексами. Однако предусмотренная за их нарушение ответственность, от денежных штрафов до лишения свободы, не останавливает отдельных индивидов от довольно сомнительного «удовольствия». Но это не Ваш случай! В Вашем случае речь идет и о других запретах, и о других удовольствиях. Внутренние запреты формируются в детском возрасте. Основываясь на клиническом опыте, родоначальник психоанализа Зигмунд Фрейд описал этапы психо-сексуального развития ребенка. Согласно его гипотезе человек проживает как бы две чувственных жизни. Первую жизнь он проживает от рождения до, примерно, шести-семи-восьми лет. В этот период он впервые знакомится с собственными ощущениями в теле распознаваемыми как «удовольствие» и «неудовольствие», возникающими в ответ на внутренние или внешние раздражители. Тогда же, на его многочисленные вербальные и невербальные «хочу», кто-то значимый каким-то образом транслирует «можно» или «нельзя», и что будет, если «нельзя» ослушаться. После этого наступает латентный этап, когда яркие эмоциональные переживания и вызвавшие их события забываются. А потом, с наступлением периода половозрелости, начинается вторая жизнь, которая является повторением первой в том, что касается получения удовольствия или неудовольствия. Именно наличие латентного периода делает труднодоступными причины того, что вместо стремления к удовольствию, радости и счастью, сформировался устойчивый запрет на них. Вытесненные в бессознательное причины, как заезженная пластинка, продолжают совершать свою работу, воспроизводя запрет на удовольствие, или воспроизводя неудовольствие, что по восприятию является одним и тем же, и не поддаваясь коррекции посредством разрешительных санкций. Как убрать запрет на удовольствие, радость и счастье? Разные направления психологии предлагают разные способы решения этого вопроса. Например, можно проходить тренинги, на которых при помощи определенных упражнений, Вас будут обучать техникам преодоления нежелательных запретов. А можно, используя психоаналитический метод, исследовать бессознательные причины запретов, чтобы впустить в свою жизнь удовольствие, радость и счастье. Что подойдет именно Вам? Выбор за Вами! С уважением, Остахова Анжела Викторовна, психолог-психоаналитик.

Жан спрашивает:
Здравствуйте. Нахожусь в замешательстве, не хочу ничего, работу ненавижу и не знаю что делать. Обижен на себя и весь мир. Плюс недавно прочёл книгу про норциссизм, там 90% про меня. И поник вообще. Не знаю с чего начать и как вернуть интерес к жизни. Посоветуйте, пожалуйста, специалиста.

Отвечает Психолог Степанова Дарья Петровна:
Здравствуйте, Жан! Для начала, хочется выразить сочувствие вашим переживаниям, ведь в жизни каждого человека случаются кризисы. Вы пишите о том, что прочли книгу о нарциссизме и обозначили ее как «90% про меня» но, здесь важно понимать, что более точно определить психическую структуру личности может только специалист – психолог, психотерапевт, психиатр. Если, все же, вы видите в себе признаки нарциссического характера, вам могут помочь следующие рекомендации: 1) Начните заботиться о себе, о своем теле, своих эмоциях. Старайтесь чувствовать свои потребности и удовлетворять их самостоятельно. 2) Изучите понятие «Обесценивание» - это один из главных признаков нарциссизма, научитесь его отслеживать в себе и окружающих людях 3) Вспомните свои детские желания и мечты и позвольте им осуществляться, ни смотря и на что. 4) Примите ответственность за все, что происходит в вашей жизни на себя, ведь все, что происходит вокруг, является проекцией нашей психики 5) Позволяйте себе проживать возникающие чувства и эмоции. Испытываете злость - злитесь, но старайтесь делать это адресно, направляя это чувство определенному человеку или ситуации. 6) Пройдите психотерапию. Одной из сильнейших бессознательных страхов нарциссических личностей, является страх близости. Опытный специалист сможет создать безопасный терапевтический контакт – модель длительных и гармоничных отношений, где вы всегда будете приняты и поняты, чтобы с вами не происходило в этот момент. В том или ином виде у каждого человека есть некоторые нарциссические черты и это нормально. Они помогают нам быть честолюбивыми и достигать высоких результатов в работе. Самое важное, при этом, принимать себя, уважая границы других людей. С уважением, Степанова Дарья Петровна, психолог.

rt спрашивает:
Здравствуйте, что это может быть если на протяжении 5 лет боязнь людей, выхода на улицу, любой контакт с человеком давался трудом, иногда появлялись суицидальные мысли, как с причиной, так и без. Несмотря на это все общение с людьми было, но старыми и вполне активное, но если вопрос касается незнакомых, то в основном все очень плохо. В последние два года пропал интерес к жизни, все планы, встать с кровати огромная проблема, даже сходить в душ элементарно. Очень часто поднимается температура до 37,5, выше редко. При выходе на улицу начинает болеть тело, немеет тело, начинает кружится голова. Дома все более менее, не считая полного безразличия к жизни и отсутствия какой-то энергии, суицидальных мыслей. К кому стоит обратиться?

Отвечает Врач-психотерапевт, психолог Гончарова Татьяна Валерьевна:
Здравствуйте. Состояние, которое Вы описываете, похоже на депрессию, и переживается это очень тяжело. И очень важно, что Вы решили обратиться за помощью, что вас это состояние не устраивает, и вы готовы его менять. В Вашем вопросе не достаточно информации, что бы говорить о точном диагнозе и понять, что привело к этому состоянию. Не понятно, в каком возрасте это началось, связано ли с какими то жизненными ситуациями или болезнями, было ли когда либо подобное, что стояло за страхом людей, чего именно Вы боялись и еще возникает много других вопросов… Разобраться в этом Вам поможет врач психиатр- психотерапевт. Врач, собрав более подробный анамнез, сможет понять, является ли причина депрессии эндогенной (нарушение функционирования головного мозга), или невротической (как следствие внешних жизненных событий), м.б. причиной стали особенности личности или другие возможные причины. Разобравшись в ситуации и поставив диагноз, врач назначит медикаментозную терапию, чтобы снять острое состояние, в котором Вы сейчас находитесь. Кроме этого, врач – психотерапевт рекомендует и проведет курс психотерапии, которая проводится параллельно с медикаментозным лечением и помогает выйти из состояния и почувствовать опору в жизни. Это трудная работа, но Вы обязательно справитесь, обратившись к врачу – психиатру, психотерапевту центра. С уважением, врач – психотерапевт, Гончарова Т.В.

М. спрашивает:
Добрый день! Подскажите пожалуйста, сможет ли Полтавская А.В. помимо тех вопросов, что описаны на сайте в информации о враче, помочь с ОКР?

Отвечает Врач-психотерапевт Полтавская Анастасия Борисовна:
Здравствуйте. Основную часть жизни современного человека занимают процессы "думания" и "делания" в ущерб способностям чувствовать, мечтать, играть, интуитивно воспринимать окружающий мир и получать эстетическое удовольствие от предметов искусства (то есть, всему тому, что не подвластно разумному осмыслению и не является тем, что служит функцией для получения чего-либо, - будь то материальные ценности или личностные достижения). Там где преобладают процессы "думания" и "делания", с большой долей вероятности мы столкнемся с обсессивно-компульсивными характерологическими особенностями личности в структуре характера. Жизнь современного человека состоит из жесткого распорядка дня, желания быть эффективным и продуктивным, словом из рутины, в сочетании с высокой требовательностью к себе и окружающим. Стоит отличать обсессивно-компульсивные проявления как один из вариантов нормального формирования характера и крайний вариант его развития - обсессивно-компульсивные расстройства в рамках патологии, когда требуется медикаментозное вмешательство в сочетании с длительной психоаналитической терапией (показывающей наиболее стойкие результаты лечения среди других видов психотерапии). Это разные диагностические категории, в одном случае диагноз обсессивно-компульсивное расстройство или обсессивно-компульсивное расстройство личности устанавливается врачами, в случае наличия обсессивно-компульсивных особенностей в структуре характера - психологический (а не психиатрический) диагноз устанавливается психологом и может не требовать медикаментозного лечения. Стоит отметить, что в случае, если мы говорим о патологии, есть обсессивно-компульсивное расстройство как патология характера, с присущими ему свойствами личностного расстройства, то есть личностные особенности сопровождают человека на протяжении всей жизни, а есть обсессивно-компульсивные расстройства в рамках невротической патологии и проявляются периодически в кризисные периоды в результате стресса. Обсессивно-компульсивные черты в целом присущи современному человеку, это требует от него культура, но это не значит, что у каждого имеются какие либо обсессивно-компульсивные расстройства, речь идет в большей мере об обсессивно-компульсивной структуре характера и внешних условиях. Таким образом, культура хоть и ограничивает человека в проявлении чувственного компонента, но позволяет сублимировать имеющуюся потребность в делании, и тогда человек успешно социализируется на производстве, или думании, тогда внутренняя потребность в осмыслении может реализовываться в гуманитарных специальностях. Другое дело, когда человек не находит приложения своим наклонностям, это вызывает у него дискомфорт, тогда может страдать и профессиональная, и личностная сферы. Обсессивные и компульсивные черты могут быть присущи одному человеку, а может преобладать тот или иной тип, то есть либо навязчивые мысли, либо навязчивые действия, все это может относиться к условной норме - невротическому уровню организации личности, а может не иметь к нему отношения. З. Фрейдом люди с обсессивной структурой были описаны, как скупые, дисциплинированные, пунктуальные, экономные, склонные к интеллектуализации, П. Жане отмечал, что в условиях стресса эти добросовестные и настойчивые личности, склонны к ритуализации своего поведения, В. Райх обозначил таких людей "живыми машинами". Вслед за основателем психоанализа З. Фрейдом, современники связывают обсессивный характер с фиксацией на анальной фазе развития, т.к. потребность в сдерживании, чистоплотности и пунктуальности напоминает историю приучения ребенка к туалету, чему уделялось особое внимание при воспитании этого человека. В результате клинических психоаналитических исследований также обнаруживается взаимосвязь между особым отношением к чистоте, к экономии времени и денег, и формированием такого характера. По Фрейду, приучение к туалету - первая ситуация в жизни субъекта, когда он вынужден отказаться от своих естественных желаний в угоду тому, что считается социально приемлемым. Строгие родительские требования в сочетании с особой восприимчивостью и накладывают отпечаток на всей дальнейшей жизни человека. Сверхконтроль и жесткие требования вызывают негативные переживания и агрессивные импульсы, которые человек подавляет, считая их грязной и постыдной частью себя. И чем больше негативных переживаний, тем в большей степени человек вынужден их подавлять, желая показаться хорошим ребенком в глазах своих родителей и боясь быть наказанным. Появляющиеся чувства в совокупности с их подавлением и приводят к ритуализации. Чем больше накопленных агрессивных импульсов - тем больше ритуалов. У человека с обсессивным характером формируется жесткое СуперЭго, - это метафорическая часть структуры психики, отвечающая за правила, необходимость, долг, формирующаяся в результате воспитания, то, что замещает образ родителя, и тогда субъект сам для себя становится строгим родителем, идентифицируясь с ним. Такой человек будет иметь сложности с выражением своих чувств, слова он использует для их подавления, а не выражения. Вследствие предъявления к себе высоких требований, при недостижении их, он будет испытывать чувство стыда, а также может проецировать на окружающих свои неудачи, что облегчает переживание фрустраций. З. Фрейд считал, что за внешней добросовестностью скрывается внутреннее желание быть безответственным, распутным и недисциплинированным, а нарочитая порядочность является защитой от неприемлемых потребностей. С уважением, Анастасия Борисовна Полтавская.

М. спрашивает:
Добрый день! Подскажите пожалуйста, сможет ли Полтавская А.В. помимо тех вопросов, что описаны на сайте в информации о враче, помочь с ОКР?

Отвечает Администрация:
Здравствуйте. Да, конечно. Врач-психотерапевт Анастасия Борисовна Полтавская, занимается как психотерапией, так и назначением медикаментозного лечения при обсессивно-компульсивном расстройстве (неврозе навязчивых состояний). С уважением, администрация.

Ирина спрашивает:
Здравствуйте, может ли обратиться к вам за психологической помощью несовершеннолетний подросток без ведома родителей?

Отвечает Врач-психотерапевт, психиатр Даргис Анастасия Михайловна:
Здравствуйте. Согласно закону РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" от 02.07.1992 N 3185-1, ст. 11: «...Несовершеннолетнему в возрасте до пятнадцати лет или больному наркоманией несовершеннолетнему в возрасте до шестнадцати лет психиатрическая помощь оказывается при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство одного из родителей или иного законного представителя...». То есть с 15 лет и с 16 лет, при наличии зависимости, подросток может обратиться за психологической, психотерапевтической помощью и для консультации самостоятельно. Но при подозрении на наличие психиатрического диагноза у подростка, необходимости медикаментозного лечения, дополнительной диагностики, психолог, врач-психиатр, психотерапевт обговаривают то, что дальнейшая помощь возможна только после уведомления родителей или других законных представителей (например, опекунов), так как они несут ответственность за несовершеннолетнего. С уважением, врач-психиатр, психотерапевт Даргис А.М.

Леша (Алиса) спрашивает:
Здравствуйте. Меня интересует вопрос о смене пола, и готовы ли будут ваши специалисты взяться за такой случай, в плане работать с таким человеком, как и в следствии предоставить нужные справки, такая как например справка ф 64, чтобы уже смогла спокойно пойди к эндокринологу. Спасибо за то, что уделите мне время.

Отвечает Администрация:
Здравствуйте. К сожалению, справки такого образца выдаются только при прохождении экспертизы в государственных психиатрических учреждениях. Мы занимаемся только психотерапией и лечением. С уважением, администрация.


Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.