6-летний ребёнок умеет читать и считать? Является ли это признаком его готовности к школьному обучению?
Начало обучения ребёнка в школе - достаточно трудный период, вызывающий перестройку образа жизни и выдвигающий целый ряд важных требований.
Если говорить начистоту, начинать учёбу в школе могут только здоровые дети, обладающие достаточной функциональной готовностью ("школьной зрелостью"). Иначе, учебные нагрузки вызовут напряжение, приведут к снижению работоспособности и увеличению заболеваемости. Иногда таким детям понадобится прием и консультация детского психолога. Следует отметить, что ранее проявление каких-либо способностей ещё не является подтверждением готовности к школьному обучению!
Некоторые первоклассники особенно трудно адаптируются к новым условиям, не справляются с режимом и программой школы. Впоследствии из этих ребятишек формируются группы отстающих и второгодников. С целью выявления таких детей и своевременного проведения коррекционной работы с ними, целесообразно осуществлять оценку "школьной зрелости".
Под "школьной зрелостью" подразумевается достижение такой степени развития, при которой требования систематического обучения, нагрузки разного рода и новый режим жизни не будут чрезмерно обременительны для ребёнка.
Исследование рекомендуется проводить в два этапа:
1. Первое обследование. Проводится в сентябре года, предшествующего поступлению в школу!
На первом этапе выявляются дети, составляющие "группу риска неготовности" к школьному обучению по состоянию здоровья (медицинский осмотр проводится врачами) и уровню развития предпосылок к учебной деятельности (психолого-педагогическое обследование). Дошкольникам, имеющим отклонения в состоянии здоровья, назначается комплекс лечебных и оздоровительных мероприятий. Детям, у которых выявлено отставание в развитии школьно-необходимых функций, рекомендуется комплекс игровых коррекционных занятий.
2. Повторное обследование осуществляется перед поступлением в школу (апрель - май) по аналогичной схеме.
Детям, не готовым к школьному обучению по состоянию здоровья или психолого-педагогическим показателям, желательно предоставить временную отсрочку от поступления в школу. В случае же приёма в первый класс, следует обратить особое внимание на проведение с ними занятий по развитию школьно-необходимых функций.
Таким образом, к критериям готовности к систематическому обучению следует отнести психофизиологическое и физическое развитие ребёнка. Тема укрепления здоровья - компетенция врачей, а наш дальнейший разговор пойдёт о психологической готовности к школьному обучению. Что же это такое?
Психологическая готовность к школьному обучению - это совокупность психических характеристик, обеспечивающая успешное начало обучения в школе:
- Личностная готовность:
- готовность к принятию новой социальной позиции - положения школьника (выражается в отношении ребёнка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе);
- определённый уровень развития мотивационной сферы (школа привлекает не внешней стороной (форма, портфель, тетради), а возможностью получать новые знания);
- определённый уровень развития эмоциональной сферы (сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость).
- Интеллектуальная готовность:
- наличие кругозора, запаса конкретных знаний;
- дифференцированное восприятие;
- аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);
- рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);
- логическое (смысловое) запоминание;
- интерес к знаниям, процессу их получения за счёт дополнительных усилий;
- овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
- развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.
- Социально-психологическая готовность:
- потребность в общении;
- умение подчиняться интересам и обычаям детской группы (умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, гибкие способы установления взаимоотношений);
- развивающаяся способность справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.
Готовность к школьному обучению - многокомпонентное образование, требующее комплексных исследований. Психолого-педагогическое обследование может проводиться в нескольких вариантах:
- Ориентировочное определение школьной зрелости.
- Углубленное изучение психофизиологических предпосылок к учебной деятельности.
Первый вариант обычно включает тестовую беседу и ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йерасека. Служит для первоначального обследования детей, позволяет составить общее представление об уровне развития (в общих чертах оценить уровень интеллектуального развития, уровень развития тонкой моторики руки, координацию движения рук и зрения, умение подражать образцу). Детям, попавшим в группу "незрелых", настоятельно рекомендуется дальнейшее психологическое обследование. Точный психолого-педагогический "диагноз" может быть поставлен только на основе анализа данных полного исследования.
Второй вариант обследования содержит:
- исследование чистоты фонематического восприятия;
- определение моторной ассиметрии (леворукость - праворукость);
- оценку умственной работоспособности;
- изучение краткосрочной механической памяти;
- исследование продуктивности преднамеренного запоминания;
- оценку степени овладения действиями наглядно-образного мышления;
- определение степени сформированности логического мышления;
- оценку уровня интеллектуальных способностей;
- исследование произвольности психических процессов;
- исследование познавательных интересов;
- исследование самооценки;
- изучение общения и характера межличностных отношений;
- выявление склонностей;
- оценку психолого-педагогической зрелости.
Комплексные диагностические стратегии заключают в себе как оценку развития психических функций (восприятие, память, мышление, речь), так и педагогически важных характеристик. Это позволяет выявить резерв возможностей и построить коррекционные и компенсационные программы. По результатам углубленного обследования разрабатываются рекомендации по формированию качеств, необходимых для успешной адаптации к школьному коллективу и учебной нагрузке.
Повторю, что подготовку ребёнка к школе следует осуществлять, заботясь как о закаливании и физическом развитии организма, так и о совершенствовании психофизиологических и социальных предпосылок. При этом, развивающие мероприятия следует проводить не только для тех, кто попал в категорию "незрелых". Участие в такой работе "зрелых" и "среднезрелых" ребят улучшит и упрочит их уровень. Отдельные программы существуют и для одарённых детей.
Развитие предпосылок к школьному обучению включает в себя:
- развитие физических качеств (силы, быстроты, ловкости, гибкости, чувства равновесия, скоростно-силовых качеств);
- развитие мелких мышц кисти и их координации;
- развитие свойств центральной нервной системы;
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие речи;
- предупреждение графических ошибок в процессе овладения письменной речью;
- развитие логического мышления;
- развитие психосоциальной зрелости (формирование произвольности в общении ребёнка со взрослыми, формирование взаимодействия в общении со сверстниками).
В специальной психолого-педагогической помощи нуждаются:
- дети с нарушениями слуха и речи;
- дети с нарушениями зрения;
- дети с задержкой психофизического развития;
- дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- дети, отстающие в умственном развитии.
Поступление в школу не готового к обучению ребёнка отрицательно сказывается на его дальнейшем развитии, здоровье и успеваемости; приводит к формированию негативного отношения к учебному процессу и к трудностям в воспитании.
Народная мудрость гласит: "Готовь сани летом, телегу - зимой". То есть готовься ко всему заранее! В свете сегодняшнего нашего разговора хочется продолжить: "Произведите оценку уровня школьной зрелости ребёнка за год до его поступления в первый класс".
Автор: Липунова Светлана Борисовна