Вопросы психологии фармакотерапии
Комплайенс (от англ. compliance — согласие, соответствие; происходит от глагола to comply — исполнять) — буквально означает (см. Оксфордский словарь английского языка) действие в соответствии с запросом или указанием; повиновение. То есть действие по согласию, сотрудничество, содружество. Больной сознательно, в согласии с рекомендацией врача принимает лекарства, соблюдает режим лечения, информирует своевременно о своем состоянии. Термин комплайенс используют в английском языке и в других сферах: содружество тренера и спортсмена, сотрудничество учителя и ученика, сотворчество дирижера и исполнителей.
Однако нередко в статьях, научных работах, используя термины комплаентность, нонкомплаентность врач имеет ввиду то, насколько аккуратно принимает лекарство пациент, оставляя за скобками сложившиеся (или несложившиеся) взаимоотношения между ним и врачом. Говоря о снижении или повышении комплаентности пациента, второй участник взаимодействия «врач-пациент» - врач – обычно не упоминается.
Замечу, что вопросы психологии фармакотерапии, остаются без особого внимания врачей и вообще не является частью медицинского образования. Вопросы психологии фармакотерапии не входят в учебные курсы. Их нет в учебниках, руководствах по клинической фармакологии. Но есть большой материал о фармакокинетике и фармакодинамике множества лекарств. Это, конечно, очень ценно. Но более чем у 40% больных вопросов, касающихся фармакокинетики, не возникает, так как они не принимают назначенных препаратов.
Проблема «doctor-patient interrelationships» (взаимоотношения врача и пациента) была актуальна во все времена, что подчеркивает специальное издание Всемирной организации здравоохранения 1996г.
Можно выделить следующие факторы, определяющие помехи фармакотерапии:
- Побочные эффекты фармакопрепаратов (или скорее отношение к ним самого пациента, его близких, окружающих).
- Недостаточная эффективность лекарств.
- Отпугивающие сведения из «Инструкции для пациентов», сообщающие о побочных эффектах.
- Отрицательный плацебо-эффект, когда больной отмечает побочный эффект, которого вообще-то быть не должно.
- Отношение к результатам приема препарата, особенно на начальных этапах лечения: недооценка или переоценка результатов и, соответственно, отказ от лечения по причине якобы недостаточной эффективности препарата или по причине якобы уже достигнутого улучшения.
- Цена препарата (отказ от приема может быть вызван как слишком низкой ценой, так и дороговизной лекарства)
- Суеверия и мифы в отношении фармакотерапии («подсядешь на гормоны», зависимость от антидепрессантов и проч.). Измышление и заблуждения (больше ингредиентов, выше эффективность).
Установлено, что основными причинами отказа от приема лекарственных препаратов являются именно психологические факторы. И, я думаю, в силах лечащего врача поработать в этом направлении. Какие же факторы, будут способствовать совладанию с психологическими помехами лечению?
- Прояснение заблуждений в отношении болезни и лекарств.
- Нормализация отношения к своей болезни (устраненение или уменьшение анозогнозии).
- Прояснение и критическое переосмысление отношения к лекарству, его рекламе, к значимым для пациента слухам, привычкам, к самолечению.
- Рационализация восприятия «Инструкции для пациентов» (вкладыша в упаковках).
Таким образом, совладание с психологическими помехами лечения улучшается, когда врач обращается к личности пациента, к системе его отношений. Вспомним, что по одному из наиболее признанных определений Владимира Николаевича Мясищева, личность – это система отношений.
Легко согласиться, что сотрудничество улучшается по мере увеличения времени, уделяемого пациенту для разъяснения того, в чем может проявляться лечебный эффект, когда он наступает, чем может сопровождаться.
Кроме того, факторами улучшения комплайенса являются:
- Уделение большего количества времени пациенту и его семье.
- Участие мультидисциплинарного персонала.
- Авторитет врача и поддержка врачом пациента.
- Разъяснение пациенту сути лечебного эффекта, времени его наступления, формы улучшения качества жизни.
- Поддержка семьи в приеме фармакопрепарата.
Таким образом, стоит помнить, что не только от прогресса развития медицинской науки и фармакологии зависит эффективность лечения различных заболеваний. Но и такой мало когда учитываемый фактор, как психологический, в этом вопросе может иметь огромное значение. Хотя приятная новость состоит в том, что при определенном навыке уделять внимание и этому важному нюансу во время общения врача с пациентом, полученные результаты обязательно дадут удовлетворение как одной, так и другой стороне.
Используемая литература:
- Врач-пациент. Общение и взаимодействие. ВОЗ. Женева, 1996.
- Лапин И.П. Личность и лекарства. Введение в психологию фармакотерапии, Деан, СПб, 2001
- Лапин И.П. Психологические помехи фармакотерапии, Издательство Н-Л, СПб, 2010