Любовь и семья

Семья

Из-за всеобщей самоизоляции по всему миру увеличилось количество разводов. Оказывается, выбирая человека на всю свою жизнь, люди не думали, что с ним придется жить целую неделю.

Давайте зададимся вопросом, что заставило примитивного человека много веков назад создавать семью? Вероятнее всего, желание улучшить свою судьбу! Во-первых, член семьи становился помощником, приобретал ценность сотрудника, жизнь с которым была весьма полезной; а во-вторых, мужчина, создавая семью, имел возможность постоянно держать при себе женщину - свой сексуальный объект для полового удовлетворения, а женщина получала возможность вместе со своими беззащитными детенышами обрести покровительство более сильного мужчины.

Сегодня семью полагают социализированным продуктом любви, забывая при этом, что семья может прекрасно обходиться без любви. Цель семьи - гарантировать продолжение рода. Цель семьи не есть цель любви. Семья рожает детей, замыкается при этом в своем коллективном нарциссизме, в своем коллективном эгоизме и становится при этом единицей потребления. Семья захвачена рыночным пожиранием. Сейчас появилось огромное количество торговых центров, причем семейных, которые предлагают шопинг и досуг для всей семьи. Рекламные кампании внушают нам, что смысл жизни не в чем ином, как в потреблении товаров и услуг. Нам предлагается простой план - заработать как можно больше денег для того, чтобы в короткий промежуток человеческой жизни потребить максимальное количество товаров и услуг, а также оставить наследство детям. Семья играет огромную роль в организации потребления. Семья не гарантирует любви, наоборот, любовь надо защищать от эгоизма семьи.

Любовь

Что же тогда есть любовь? Любовь — это момент, когда мир испытывается, исследуется вдвоем.

Любовь начинается со случайной встречи. Случайность оказывается всему началом. Первая встреча, случайное событие — это почти ничто, пустяк: это происходит и тут же исчезает, мы практически никогда не понимаем, что за этим последует какое-то продолжение. Но в то же время пустяк может быть началом чудесной истории - истории любви.

Любовь не складывается сама по себе, она не является механическим последствием первоначальной случайности; нужна творческая работа, чтобы любовь стала реальностью, а не иллюзией. Работа любви предполагает, что партнеры пересматривают свои привычные ритуалы, от чего-то отказываются, меняют свои убеждения и привычки, корректируют ожидания и претензии. Это касается самых простых составляющих обыденной жизни: жить или не жить вместе, иметь или не иметь детей, где проводить отпуск и т.д.  Творческая работа любви заключается в том, чтобы расстаться с какой-то частью собственной обыденности и создать общее пространство. Это совсем не просто, так как люди привыкли настаивать на своем нарциссизме. Эгоизм является существенным препятствием для любви. Любовь творит. Любовь — это уникальный жизненный опыт.

«В этой жизни стоит делать только две вещи – любить и работать.» З. Фрейд

Фундаментальным аффектом любви является аффект счастья. Любовь позволяет нам почувствовать, что мы преодолели свои пределы, дарит необыкновенные моменты энтузиазма. Аффект счастья связан с полнотой, с тем, чтобы творить на месте нехватки.

Жить вдвоем - вовсе не значит творить любовь. Много людей, которые живут в браке, у которых есть дети, приходят в анализ и свидетельствуют о том, что они несчастливы. Ни брак, ни дети счастья не дают. В парах, где нет любви вечно присутствуют трудности, проблемы, беды, так как в таких союзах люди один на один противостоят внешнему миру, и они не справляются. Пространство любви — это пространство внутренней миграции, где можно укрыться и защититься.

Почему возникают ссоры в любовных парах? Потому что люди разговаривают претензиями, а не для того, чтобы услышать своего партнера и узнать, чего он хочет. Ссоры и скандалы служат тому, чтобы разговор не состоялся.

Любовь – это экспериментирование с различием, с тем, что Я инаковый относительно своего партнера. Я никогда не переживу ни телесно, ни психически такой опыт, который переживает он, так как у нас разные тела, и каждый из нас живет в своей собственной психической реальности. Один индивид бесконечно отличается от другого.

Разделение между партнерами может быть тотальным, в этом случае мы довольствуемся иллюзиями и контрактными договоренностями, обслуживающими взаимные интересы. Об этом свидетельствуют, например, женщины, когда говорят, что для них важно быть замужем, несмотря на отсутствие любви и желания.

Или же партнеры от разделенности переходят к единству. Эта позиция предполагает слияние двух субъективностей, отождествление друг с другом, но тогда получается, что в таких союзах людям не о чем говорить, так как каждый слишком хорошо знает то, что думает другой.

Но можно пройти посередине, т.е. пространство любви создается меж двух позиций: любовь не нацелена на уничтожение разделения, но также не должна сохранять его в прежнем виде.

Автоматизм и асимметрия любви

Психоанализ сделал два серьезных открытия относительно любви: о ее автоматическом и асимметричном характере.

Что касается автоматизма, то существуют условия любви для каждого субъекта. Иногда эти условия могут сводиться к математической формуле, например: мужчина желает женщину только в том случае, если она ему неверна, обманывает его и изменяет. Чтобы ее любить, необходима неверность и присутствие еще одного персонажа. Эта формула любви - вещь бессознательная, субъект этого не осознает, а только ревнует и страдает. Психоанализ позволяет вскрыть бессознательный статус этого шарма.

Любовные отношения — это отношения несимметричные, хотя не исключаю, что где-то существуют и симметричные отношения. Давайте рассмотрим любовь с точки зрения несимметричных отношений и введем различие понятий любящего и любимого. Любящий — это тот, кому чего-то не хватает, а у того, кто любим, такой нехватки нет. Он имеет все. Из этого следует, что любимый имеет власть над любящим.

В "Пире" Платон создает миф о рождении бога Эроса (Эрота), заключающий в себе глубокий смысл. Эрот, со слов Платона, — это сын Пороса и Пении. Партнершей находчивого и изобретательного Пороса является женский персонаж: мать Эрота Пения, т.е. Бедность, а то и вовсе Нищета. Она характеризуется в тексте, как лишенная средств. Обстоятельства, при которых Эрот был зачат таковы: Пению пригласили на празднество по случаю дня рождения Афродиты. Пения, не имея, что подарить новорожденной, в пиршественный зал войти не решилась и расположилась на крыльце возле двери. Далее Порос спьяну засыпает, и это позволяет Пении понести от него и родить отпрыска по имени Эрот.

Чему нас учит этот миф? Тому, что мужское является желанным, а женское - активным. Иными словами, роль любимого выпадает мужчине, а позиция любящего — это всегда позиция женская, так как женщина понимается как субъект, который не обладает, не имеет.

Действительно, во многих культурах влюбленность веками считалась недостойной мужчины, так как быть влюбленным- означает «не обладать»!

Итак, один любит, а другой «обладает». Желание быть любимым означает стремление к тому, чтобы  другой ощутил свою собственную нехватку,  потребность в другом человеке. Желание быть любимым - желание образовать в другом нехватку, ранить его. Отсюда нетрудно понять, почему ненависть так тесно соседствует с любовью. Любить - означает ненавидеть в другом то, что делает его самодостаточным.

Также тот, кто любим, может чувствовать ненависть по отношению к тому, кто его любит, поскольку любовь к себе он расценивает как стремление к тому, чтобы его ранить, или, как говорят психоаналитики, кастрировать. Вот почему некоторые субъекты не выносят приближения любящего к себе. Получается, что когда субъект любим, он ненавидит любящего, также и наоборот, когда он любит, когда он признает над собой власть любимого, он в то же время его ненавидит. Это явление называется на психоаналитическом языке «любоненавистью».

Именно по этой причине существует ненависть мужчин к женщинам, которые хотят образовать в мужчине нехватку, и ненависть женщин к мужчинам, которые не желают ощущать эту нехватку.

Отсюда следует, что мужчины, которые любят женщин, не боятся признать, что им чего-то не хватает, а именно не хватает женщины. Мужественный мужчина — это тот мужчина, который готов быть в позиции любящего и не тревожиться о том, чтобы быть любимым.

Освободительные эффекты психоанализа

Чем же может помочь психоанализ? Что должно произойти к концу анализа?

Психоаналитическое исследование направлено на то, чтобы высветить  парадоксальную и скандальную формулу влюбленности и привести субъекта к согласию трансформировать условия любви, расширить их, иными словами, освободиться от рабства и перейти к свободе выбора. А также сделать переход от чего-то, что причиняло страдания, чем субъект был захвачен, что его разрушало – к инициативе.

Аналитик предоставляет место для речи субъекта, он внимательно следит за тем, что происходит на сцене анализа, и, когда это необходимо, сам появляется на этой сцене с интерпретацией. И его вмешательство придает происходящему новый смысл. Повседневная работа аналитика – это тот способ, которым он в психоаналитической практике отвечает на требование пациента, сообщая точное значение этого требования и не позволяя его смыслу, по большей части бессознательному, претерпеть искажения.

Третьякова Юлия, психоаналитик, Действительный член профессионального сообщества «Русская школа психоанализа».

ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА.