+7 (383) 373-54-64 +7-913-929-06-40 (WhatsApp)

6-летний ребёнок умеет читать и считать? Является ли это признаком его готовности к школьному обучению?

Начало обучения ребёнка в школе - достаточно трудный период, вызывающий перестройку образа жизни и выдвигающий целый ряд важных требований. 

Если говорить начистоту, начинать учёбу в школе могут только здоровые дети, обладающие достаточной функциональной готовностью ("школьной зрелостью"). Иначе, учебные нагрузки вызовут напряжение, приведут к снижению работоспособности и увеличению заболеваемости. Следует отметить, что ранее проявление каких-либо способностей ещё не является подтверждением готовности к школьному обучению! 

Некоторые первоклассники особенно трудно адаптируются к новым условиям, не справляются с режимом и программой школы. Впоследствии из этих ребятишек формируются группы отстающих и второгодников. С целью выявления таких детей и своевременного проведения коррекционной работы с ними, целесообразно осуществлять оценку "школьной зрелости". 

Под "школьной зрелостью" подразумевается достижение такой степени развития, при которой требования систематического обучения, нагрузки разного рода и новый режим жизни не будут чрезмерно обременительны для ребёнка. 

Исследование рекомендуется проводить в два этапа:

 1. Первое обследование. Проводится в сентябре года, предшествующего поступлению в школу! 

На первом этапе выявляются дети, составляющие "группу риска неготовности" к школьному обучению по состоянию здоровья (медицинский осмотр проводится врачами) и уровню развития предпосылок к учебной деятельности (психолого-педагогическое обследование). Дошкольникам, имеющим отклонения в состоянии здоровья, назначается комплекс лечебных и оздоровительных мероприятий. Детям, у которых выявлено отставание в развитии школьно-необходимых функций, рекомендуется комплекс игровых коррекционных занятий.

 2. Повторное обследование осуществляется перед поступлением в школу (апрель - май) по аналогичной схеме. 

Детям, не готовым к школьному обучению по состоянию здоровья или психолого-педагогическим показателям, желательно предоставить временную отсрочку от поступления в школу. В случае же приёма в первый класс, следует обратить особое внимание на проведение с ними занятий по развитию школьно-необходимых функций. 

Таким образом, к критериям готовности к систематическому обучению следует отнести психофизиологическое и физическое развитие ребёнка. Тема укрепления здоровья - компетенция врачей, а наш дальнейший разговор пойдёт о психологической готовности к школьному обучению. Что же это такое?

 

Психологическая готовность к школьному обучению - это совокупность психических характеристик, обеспечивающая успешное начало обучения в школе: 

  1. Личностная готовность:
  • готовность к принятию новой социальной позиции - положения школьника (выражается в отношении ребёнка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе); 
  • определённый уровень развития мотивационной сферы (школа привлекает не внешней стороной (форма, портфель, тетради), а возможностью получать новые знания); 
  • определённый уровень развития эмоциональной сферы (сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость). 
  1. Интеллектуальная готовность: 
  • наличие кругозора, запаса конкретных знаний; 
  • дифференцированное восприятие; 
  • аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец); 
  • рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии); 
  • логическое (смысловое) запоминание; 
  • интерес к знаниям, процессу их получения за счёт дополнительных усилий; 
  • овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов; 
  • развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций. 
  1. Социально-психологическая готовность: 
  • потребность в общении; 
  • умение подчиняться интересам и обычаям детской группы (умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, гибкие способы установления взаимоотношений); 
  • развивающаяся способность справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения. 

Готовность к школьному обучению - многокомпонентное образование, требующее комплексных исследований. Психолого-педагогическое обследование может проводиться в нескольких вариантах: 

  1. Ориентировочное определение школьной зрелости.
  2. Углубленное изучение психофизиологических предпосылок к учебной деятельности. 

Первый вариант обычно включает тестовую беседу и ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йерасека. Служит для первоначального обследования детей, позволяет составить общее представление об уровне развития (в общих чертах оценить уровень интеллектуального развития, уровень развития тонкой моторики руки, координацию движения рук и зрения, умение подражать образцу). Детям, попавшим в группу "незрелых", настоятельно рекомендуется дальнейшее психологическое обследование. Точный психолого-педагогический "диагноз" может быть поставлен только на основе анализа данных полного исследования. 

Второй вариант обследования содержит: 

  • исследование чистоты фонематического восприятия; 
  • определение моторной ассиметрии (леворукость - праворукость); 
  • оценку умственной работоспособности; 
  • изучение краткосрочной механической памяти; 
  • исследование продуктивности преднамеренного запоминания; 
  • оценку степени овладения действиями наглядно-образного мышления; 
  • определение степени сформированности логического мышления; 
  • оценку уровня интеллектуальных способностей; 
  • исследование произвольности психических процессов; 
  • исследование познавательных интересов; 
  • исследование самооценки; 
  • изучение общения и характера межличностных отношений; 
  • выявление склонностей; 
  • оценку психолого-педагогической зрелости. 

Комплексные диагностические стратегии заключают в себе как оценку развития психических функций (восприятие, память, мышление, речь), так и педагогически важных характеристик. Это позволяет выявить резерв возможностей и построить коррекционные и компенсационные программы. По результатам углубленного обследования разрабатываются рекомендации по формированию качеств, необходимых для успешной адаптации к школьному коллективу и учебной нагрузке. 

Повторю, что подготовку ребёнка к школе следует осуществлять, заботясь как о закаливании и физическом развитии организма, так и о совершенствовании психофизиологических и социальных предпосылок. При этом, развивающие мероприятия следует проводить не только для тех, кто попал в категорию "незрелых". Участие в такой работе "зрелых" и "среднезрелых" ребят улучшит и упрочит их уровень. Отдельные программы существуют и для одарённых детей. 

Развитие предпосылок к школьному обучению включает в себя: 

  • развитие физических качеств (силы, быстроты, ловкости, гибкости, чувства равновесия, скоростно-силовых качеств); 
  • развитие мелких мышц кисти и их координации; 
  • развитие свойств центральной нервной системы; 
  • развитие наглядно-образного мышления; 
  • развитие речи; 
  • предупреждение графических ошибок в процессе овладения письменной речью; 
  • развитие логического мышления; 
  • развитие психосоциальной зрелости (формирование произвольности в общении ребёнка со взрослыми, формирование взаимодействия в общении со сверстниками). 

В специальной психолого-педагогической помощи нуждаются: 

  • дети с нарушениями слуха и речи; 
  • дети с нарушениями зрения; 
  • дети с задержкой психофизического развития; 
  • дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата; 
  • дети, отстающие в умственном развитии. 

Поступление в школу не готового к обучению ребёнка отрицательно сказывается на его дальнейшем развитии, здоровье и успеваемости; приводит к формированию негативного отношения к учебному процессу и к трудностям в воспитании. 

Народная мудрость гласит: "Готовь сани летом, телегу - зимой". То есть готовься ко всему заранее! В свете сегодняшнего нашего разговора хочется продолжить: "Произведите оценку уровня школьной зрелости ребёнка за год до его поступления в первый класс".

Автор: Липунова Светлана Борисовна

Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.