+7 (383) 373-54-64 +7-913-929-06-40 (WhatsApp)

Подросток не хочет идти в школу

Недавно ко мне пришло письмо:

Сын в 10 классе. Половину 9-го практически не учился, болела голова, проходили обследования, и т.д. Закончили 9 классов с красным аттестатом, ребенок с огромным потенциалом и умнейшей головой. В этом году ситуация повторяется: "Не могу идти в школу, потому, что..." То голова, то давление, то расстройство кишечника. Понятно, что это все психосоматика, сам справится не может, что бы я не предпринимала: ни уговоры, ни призывы, ни крики, ни мое плохое самочувствие, ни угроза остаться на 2 год - не помогают. В выходной у него естественно ничего не болит, как только собираться - обязательно находится причина. Были у психолога, толку ноль, сын считает, что эти специалисты не способны ничему помочь. Не знаю, что делать, идти к психологу, и уж тем более к психотерапевту отказывается на отрез, говорит, что он не псих. Все это длится уже 1,5 года, сил больше нет, скоро меня нужно будет лечить. Помогите, подскажите!!!

Мой ответ:

Здравствуйте. 16 лет это возраст, во время которого, по мнению психотерапевтов происходит пик так называемого кризиса идентичности - самовосприятия и самоопределения, когда подросток входит в мир взрослых, сталкивается с обширными требованиями от социально-ролевого поведения и собственными чувствами. Происходит становление личности и завершается оттачивание психологических защит. Также в этот период возможна интенсификация внутриличностного конфликта между естественными человеческими потребностями, например в эмоционально-насыщенных отношениях дружбы, принятия и любви и с другой стороны - внутренний моральный запрет или страх на проявление своей спонтанности. Результатом чаще всего является развитие психосоматики - головных болей напряжения, вегето-сосудистой дистонии, синдрома раздраженного кишечника или развитие невроза - социофобии (страх оценки или осуждения со стороны сверстников). Чаще такая ситуация случается у подростков ответственных, социализированных, отличников, так как внутренние правила мешают непосредственному выражению своих чувств, заставляя подавлять их. Но эмоции устроены так, что вытесняясь они никуда не исчезают, а накапливаются, создавая жутчайшее внутреннее напряжение. Давить или заставлять в такой ситуации - опасно, так как человек и так разрываем внутренним давлением. Необходимо выбрать момент, когда Ваш сын будет настроен на диалог и поговорить с ним об истинных причинах его сопротивления учебе, расспросить о его отношениях с друзьями, девушками, преподавателями. Далее высказать ему Ваши тревоги и опасения за его судьбу и здоровье и попросить его, чтобы помочь Вам справиться с Вашими переживаниями, сходить вместе на консультацию к психотерапевту. Без помощи грамотного специалиста, знакомого с механизмами формирования неврозов и психосоматики есть риск перехода состояния в хроническую форму, и в дальнейшем намного тяжелее будет что-либо изменить.

С уважением, доктор Ермаков.

Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.