+7 (383) 373-54-64 +7-913-929-06-40 (WhatsApp)

Вопросы психологии фармакотерапии

Комплайенс (от англ. compliance — согласие, соответствие; происходит от глагола to comply — исполнять) — буквально означает (см. Оксфордский словарь английского языка) действие в соответствии с запросом или указанием; повиновение.  То есть действие по  согласию, сотрудничество, содружество. Больной сознательно, в согласии с рекомендацией врача принимает лекарства, соблюдает режим лечения, информирует своевременно о своем состоянии. Термин комплайенс используют в английском языке и в других сферах: содружество тренера и спортсмена, сотрудничество учителя и ученика, сотворчество дирижера и исполнителей.

Однако нередко в статьях, научных работах, используя термины комплаентность, нонкомплаентность врач имеет ввиду то, насколько аккуратно принимает лекарство пациент, оставляя за скобками сложившиеся (или несложившиеся) взаимоотношения между ним и врачом. Говоря о снижении или повышении комплаентности пациента, второй участник взаимодействия «врач-пациент» - врач – обычно не упоминается.

Замечу, что вопросы психологии фармакотерапии, остаются без особого внимания врачей и вообще не является частью медицинского образования. Вопросы психологии фармакотерапии не входят в учебные курсы. Их нет в учебниках, руководствах по клинической фармакологии. Но есть большой материал о фармакокинетике и фармакодинамике множества лекарств. Это, конечно, очень ценно. Но более чем у 40% больных вопросов, касающихся  фармакокинетики, не возникает, так как они  не принимают назначенных препаратов. 

Проблема «doctor-patient interrelationships» (взаимоотношения врача и пациента) была актуальна во все времена, что подчеркивает специальное издание Всемирной организации здравоохранения 1996г.

Можно выделить следующие факторы, определяющие помехи фармакотерапии:

  1. Побочные эффекты фармакопрепаратов (или скорее отношение к ним самого пациента, его близких, окружающих).
  2. Недостаточная эффективность лекарств.
  3. Отпугивающие сведения из «Инструкции для пациентов», сообщающие о побочных эффектах.
  4. Отрицательный плацебо-эффект, когда больной отмечает побочный эффект, которого вообще-то быть не должно.
  5. Отношение к результатам приема препарата, особенно на начальных этапах лечения: недооценка или переоценка результатов и, соответственно, отказ от лечения по причине якобы недостаточной эффективности препарата или по причине якобы уже достигнутого улучшения.
  6. Цена препарата (отказ от приема может быть вызван как слишком низкой ценой, так и дороговизной лекарства)
  7. Суеверия и мифы в отношении фармакотерапии («подсядешь на гормоны», зависимость от антидепрессантов и проч.). Измышление и заблуждения (больше ингредиентов, выше эффективность). 

Установлено, что основными причинами отказа от приема лекарственных препаратов являются именно психологические факторы. И, я думаю, в силах лечащего врача   поработать в этом направлении. Какие же факторы, будут способствовать совладанию с психологическими помехами лечению?

  1. Прояснение заблуждений в отношении болезни и лекарств.
  2. Нормализация отношения к своей болезни (устраненение  или уменьшение анозогнозии).
  3. Прояснение и критическое переосмысление отношения к лекарству, его рекламе, к  значимым для пациента слухам, привычкам, к самолечению.
  4. Рационализация восприятия «Инструкции для пациентов» (вкладыша в упаковках).

     Таким образом, совладание с психологическими помехами лечения улучшается, когда врач обращается к личности пациента, к системе его отношений. Вспомним, что по одному из наиболее признанных определений Владимира Николаевича Мясищева, личность – это система отношений.

Легко согласиться, что сотрудничество  улучшается по мере увеличения времени, уделяемого пациенту для разъяснения того, в чем может проявляться лечебный эффект, когда он наступает, чем может сопровождаться.

Кроме того, факторами улучшения комплайенса являются:

  1. Уделение большего количества времени пациенту и его семье.
  2. Участие мультидисциплинарного персонала.
  3. Авторитет врача и поддержка врачом пациента.
  4. Разъяснение пациенту сути лечебного эффекта, времени его наступления, формы улучшения качества жизни.
  5. Поддержка семьи в приеме фармакопрепарата. 

    Таким образом, стоит помнить, что  не только от прогресса развития медицинской науки и фармакологии зависит эффективность лечения различных заболеваний. Но и такой мало когда учитываемый  фактор, как психологический, в этом вопросе может иметь огромное значение. Хотя приятная новость состоит в том, что при определенном навыке уделять внимание  и этому важному нюансу во время общения врача с пациентом, полученные результаты обязательно дадут удовлетворение как одной, так и другой стороне. 

 Используемая литература:

  1. Врач-пациент. Общение и взаимодействие. ВОЗ. Женева, 1996.
  2. Лапин И.П. Личность и лекарства. Введение в психологию фармакотерапии, Деан, СПб, 2001
  3. Лапин И.П. Психологические помехи фармакотерапии, Издательство Н-Л, СПб, 2010
Автор: Ирина Зедгенизова
Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.