+7 (383) 373-54-64 +7-913-929-06-40 (WhatsApp)

Почему болеют наши дети. Почему болеют наши дети

Почему так часто болеют дети именно раннего и дошкольного возраста? Да, с одной стороны у них незрелая иммунная система, они встречаются с большим количеством разнообразных возбудителей болезней, но с другой стороны – чем младше ребенок, тем меньше и хуже он говорит, он просто не может еще понять и высказать то, что происходит в его внутреннем психическом пространстве. А от того, что для нашей психики травматично, мы можем избавиться только через речь, через проговаривание, причем в присутствии значимого другого (человека близкого, мнение которого для нас важно). Дети, не имея достаточно слов в запасе, начинают говорить телом. А мы начинаем это тело лечить химическими лекарственными препаратами. Иногда небезобидными. А причина страдания в другом -  в детской душе! Причина неназваная, непонятая, непринятая. Поэтому жизненно важно говорить с ребёнком, пока он сам не владеет речью, и развивать его речь, как только он начинает учиться говорить сам. Причем говорить не только об окружающем его мире, но и о нем самом, называя ему его чувства, состояния, научая их распознавать: «Ты сейчас обиделся. Ты устал. Ты очень огорчён, что мама ушла. Ты разозлился на брата».

Франсуаза Дольто, французский психоаналитик, педиатр, открывшая миру детский психоанализ, в своей книге «На стороне ребенка» описывает ситуацию, происходившую в её детстве, когда она сама была 5-летней  девочкой. У её младшего брата часто были рвоты. Вызывали врача, тот предписывал диету. Ребенок плакал от голода.  А маленькая Франсуаза раздумывала: «…почему доктор не спрашивает, что у вас произошло?» А  если бы он спросил: «Что у вас произошло от шести до восьми вечера?» - именно тогда брата начало рвать, он бы узнал, что гувернантка переругалась с кухаркой,  и та на неё наорала… И врач мог бы успокоить братика: «Не обращай внимания, они поссорились, но не нужно из-за этого переживать. Это вечная женская склока между кухаркой и мисс. Ты вполне можешь обойтись без рвоты. Какое тебе дело до их ссор!».  К  восьми годам на вопрос, кем ты хочешь стать, когда вырастешь, Франсуаза отвечала: «Врачом-воспитателем», то есть таким врачом, который знает, что дети иногда болеют от того, как их воспитывают, от того, что происходит у них в душе.

К сожалению, даже среди нынешних взрослых огромное количество людей,  неспособных различить и назвать свои чувства. Им просто плохо. И вот кого-то уже тянет к алкоголю, потому что необходимо обезболить это «плохо», а у кого-то  начинает говорить их тело: вдруг возникает какая-то аллергия, хотя этого никогда раньше не было, или артрит, или язва. 

Особо хочется сказать о принятии чувств ребенка, какими бы «нехорошими, неправильными»  они нам не казались. Человек имеет право испытывать любые чувства, это не говорит о том, что он плохой. Чаще всего достаточно бывает только признать наличие какого-либо негативного чувства, чтобы оно потеряло свою актуальность. Но если, к примеру, агрессивные чувства ребенка не признаются окружающими взрослыми и не осознаются им самим, то  агрессия может направляться на внешние объекты – и тогда ребенок ломает игрушки или дерётся со сверстниками в детском саду. Или, как вариант, агрессия направляется ребёнком на себя, и тогда возникает болезнь.

Нередко дети, особенно раннего возраста, следуют бессознательному желание матери или того, кто её заменяет. При этом сознательно мама хочет совсем другого. Конечно, она хочет, чтобы  ребёнок был здоров и вообще никогда не болел. И никто из окружающих не знает, да и она сама не вполне вчера отрефлексировала мысль о том, что так не хочется идти на юбилей к свекрови. Чтобы  это важное мероприятие пропустить, нужна уважительная причина (например, ребенок заболел). Нет, у неё даже не было такой мысли, была только её первая часть, о том, что не хочется идти. Но ночью у ребёнка поднимается температура, и назавтра она  действительно не может никуда идти. На сознательном уровне она переживет за ребенка, она, безусловно, огорчена, и её планы меняются, но её бессознательное желание (а оно всегда скандальное, парадоксальное, оно такое, -  что просто не может быть моим) – удовлетворено!

Нелишним будет заметить факт наличия вторичной выгоды от болезни. Начавший часто и тяжело болеть после рождения младшего брата или сестры ранее здоровый ребёнок получает-таки большую порцию любви и внимания, беспокоящейся о нем матери. При этом лишает младшего родительского внимания на какое-то время – пока она занята старшим (водит по врачам, проводит ему лечебные процедуры). Пример из клинической практики: в семье отношения между родителями зашли в тупик, встал вопрос о разводе. 15-летняя дочь заболевает тяжелейшей формой  аутоиммунного артрита, не может ходить, назначается серьёзная гормональная терапия. Болезнь не проходит уже в течение нескольких лет. Но родители о разводе больше не говорят. Девочка своей болезнью как бы скрепила их отношения. А может быть,  надо было просто своевременно поговорить с девочкой. Объяснить, что у взрослых так бывает, но это их жизнь, что и после развода у неё останется и мама, и папа, которые будут любить её, как и раньше, дать дочери выразить свои чувства, проплакать это вместе, в конце концов. Может, обошлось бы и без болезни, кто знает.

Возможно болезнь – это внешнее выражение, форма внутренней проблемы. Это только способ, которым пользуется жизнь, чтобы сказать нам, что где-то неладно.

Таким образом, чтобы дети не болели нужно:

  1. Говорить с ребёнком в любом возрасте, независимо от того, может ли он нам ответить.
  2. Обучать ребёнка различать и называть свои чувства, а для этого уметь это делать самому.
  3. Следить за своими мыслями, задумываться о своем истинном желании.
  4. Наблюдать и анализировать ситуации, когда ребёнок заболевает.
  5. При частом повторении случаев заболевания, развитии хронических болезней с частыми обострениями, в случаях болезненных симптомов, когда при традиционном медицинском подходе не находится причина, обращаться к пси-специалисту, работающему с психосоматической сферой (психотерапевт, психоаналитик, психолог).

В заключении отмечу, что болеть наши дети, скорее всего, всё равно будут, и это нормально. Это проявление их адаптации к жизни в нашем непростом мире. И, наверное, не стоит так уж оберегать их от всех опасностей.  Но ребёнок не должен болеть часто и с осложнениями. И хорошо бы сделать так, чтобы в результате ребёнок стал сильнее, приобрел опыт (в случае болезни – например, иммунологический), который будет его защитой при следующей встрече с болезнетворным возбудителем.

Наша жизнь пронизана отношениями, а как говорила Франсуаза Дольто: «И здоровье, и болезнь – это результат межличностных отношений, связей, складывающихся у детей со взрослыми и у взрослых с детьми. Необходимо работать над пониманием  и оздоровлением этих связей».

Автор: Ирина Зедгенизова
Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.